Содержание статьи
- Функции, особенности и средства художественного стиля речи
- Стилевые черты художественного стиля
- Языковые средства художественного стиля речи
- Фонетико-стилистические
- Словообразовательные
- Морфологические
- Лексико-семантические
- Выразительно-изобразительные
- Синтаксические
- Жанры художественного стиля речи
- Подстили и жанры художественного стиля
- Эпический
- Лирический
- Драматический
- Художественно-беллетристический
- Примеры художественного стиля
Художественный (или литературный) стиль – это одна из разновидностей форм речи в русском языке, применяющаяся, как указывает название, в художественной литературе. Яркими примерами художественного стиля речи являются стихотворения, оды, басни, романы, повести и проч. Для этой формы характерны образность, выразительность, эмоциональность и красочность изложения, а также синтаксическое многообразие формулировок. Можно сказать, что в литературном стиле авторы используют все богатство лексики, чтобы передать читателю свои мысли и чувства.
Функции, особенности и средства художественного стиля речи
Роль и цели художественных текстов напрямую связаны со сферой применения данного стиля речи. Он выполняет следующие функции:
- Эстетическую. В произведениях литературного стиля слова, словосочетания и речевые обороты несут не только информационную, но и художественную нагрузку. То есть преследуют цель передать читателю определенные эмоции, пробудить чувство прекрасного с помощью созданных автором выразительных образов. Наиболее ярко эта черта проявляется в поэзии.
- Воздействующую. Одна из основных задач литературных произведений – вызвать у читателя живой отклик, сделать так, чтобы у аудитории возникли определенные чувства от прочитанного, сопереживание героям. Это достигается за счет применения ярких и красочных эмоциональных эпитетов, сравнений, метафор и прочих выразительных языковых средств.
- Коммуникативную. Авторы художественных произведений взаимодействуют с читателем, делясь своими взглядами, жизненным опытом, мыслями и чувствами. В романах, баснях, стихах и прочих видах художественных произведений личность и черты характера автора прослеживаются более явно, чем в других стилях.
Тексты и произведения, которые относятся к художественному стилю, имеют следующие особенности:
- Все функции прочно связаны между собой, а слова выполняют двойную роль. С одной стороны, они имеют информационную нагрузку, и призваны обозначить предмет или описать явление. А с другой, служат средством создания художественного образа и направлены на то, чтобы выразить мысли и чувства и вызвать у читателя реакцию.
- Используются языковые средства и стилистические приемы, характерные для других стилей. Это основное отличие художественного вида речи от прочих. В произведениях, в зависимости от тематики, могут встречаться речевые обороты и клише, которые более свойственны, к примеру, научной или публицистической литературе.
- Часто встречаются образно-выразительные элементы – стилистические фигуры, тропы (слова и фразы, которые применяются в переносном значении для усиления образности речи) и проч. По большей части, именно они и делают описание красочным, эмоциональным и выразительным.
- Ярко проявляется творческая индивидуальность автора. Это то, что наиболее характерно для художественного стиля и тесно переплетается с коммуникативной функцией этих текстов. В таких произведениях самовыражение автора, формулировка его точки зрения, мыслей и чувств происходит посредством оригинальной «интонации» рассказчика. Индивидуальный, неповторимый стиль изложения формируется особым подбором слов и характерными, присущими лишь конкретному литератору, способами построения синтаксических конструкций.
А также стоит упомянуть о «вспомогательных», визуальных способах передачи информации. Если в научной речи, как в устной, так и в письменной, для иллюстрирования информации применяются графики, таблицы и схемы, то в произведениях художественного стиля – красочные либо черно-белые картинки (пейзажи, натюрморты, портреты).
Стилевые черты художественного стиля
Исходя из задач, особенностей и сферы использования художественного стиля, можно выделить ряд его характерных признаков:
- Выразительность. В таких текстах по максимуму использованы приемы и средства, призванные передать чувства автора и вызвать отклик в душе читателя.
- Эмоциональность. Произведения художественного стиля нередко буквально переполнены эмоциональными, порой экспрессивными высказываниями и формулировками.
- Образность. Герои, события и явления в текстах этого типа описаны ярко и живо с помощью особых языковых средств.
- Субъективность. В художественных текстах более, чем в других, выражено отношение литератора к описываемым событиям. Читатель воспринимает сюжет и героев через видение автора.
- Эстетичность. Художественный стиль характеризуется «изящной словесностью», создавая таким образом у читателя чувство «прекрасного».
- Упорядоченность текста. Произведения имеют четкую структуру – так, пьесы делятся на акты, сцены или действия, проза – на главы, а стихотворения на четверостишья (иные части).
- Стилистическая «окрашенность» текста. В художественном стиле могут встречаться просторечия и жаргонизмы наряду с профессиональными терминами.
Относительно последней характеристики следует отметить, что узкоспециальные слова в текстах встречаются реже, чем формулировки широкого спектра употребления. Использование терминов в художественных произведениях носит сугубо функциональную нагрузку – их включают в повествование в случаях, когда нужно максимально достоверно и приближенно к реальности передать какую-либо информацию. Например, описать научный опыт, медицинские манипуляции, судебный процесс, военную баталию и проч.
Языковые средства художественного стиля речи
Достичь выразительности, эмоциональности и образности речи в художественных произведениях помогают особые языковые средства и приемы.
Фонетико-стилистические
- Многозначные формулировки, дающие возможность вкладывать в речь скрытый, потаенный смысл.
- Слова, произносительная форма которых не соответствует той, которую применил автор. Часто это достигается путем переноса ударения.
- Особенное построение речи героев и текстов-описаний с целью формирования оригинального авторского стиля.
Словообразовательные
Характеризуются особой ролью суффиксов. Эти части слов используются с целью:
- придать словам определенную эмоциональную окраску;
- показать отношение автора или героя к человеку/предмету/явлению.
Морфологические
- широкое применение глаголов с целью придать повествованию динамичность;
- частое употребление местоимений для создания ощущения искренности речи;
- большое количество причастий и прилагательных;
- множественное использование слов в переносном значении.
Лексико-семантические
- разговорные, сленговые, жаргонные и бранные выражения;
- диалектные слова;
- архаизмы и историзмы;
- научная терминология;
- неологизмы.
Эти типы лексики применяются, чтобы лучше передать «атмосферу» произведения, колорит местности, в которой происходит действие, или особенности эпохи, во время которой разворачивается сюжет.
Выразительно-изобразительные
- Стилистические фигуры. Это речевые обороты, применяющиеся для усиления выразительности, экспрессивности и эмоциональности высказываний. Примерами стилистических фигур являются гиперболы, анафоры, параллелизмы, риторические вопросы и проч.
- Тропы. Этим определением обозначают слова и высказывания, которые используются в тексте в переносном значении для придания речи художественности и образности. Существует множество видов тропов – метафоры, эпитеты, сравнения, аллегории, олицетворения и т. д.
Синтаксические
- предложения повествовательной, восклицательной и вопросительной окраски;
- прямая речь, афоризмы и цитаты;
- синонимы и антонимы.
А также в художественных текстах, как и в публицистических, нередко встречаются торжественные и патетические формулировки и оценочные суждения.
Жанры художественного стиля речи
Художественные произведения могут описывать события разных временных промежутков – от древности до далекого будущего. Этим обусловлено многообразие подстилей и широкий жанровый диапазон такого рода литературы.
Подстили и жанры художественного стиля
Произведения художественного стиля, в зависимости от особенностей повествования, делятся на несколько основных подстилей – эпический, лирический и драматический. Некоторые источники выделяют в отдельную разновидность художественно-беллетристическое направление. Рассмотрим каждый подстиль подробнее.
Эпический
Термином «эпос» называют повествовательные литературные произведения, описывающие события прошлого. Рассказ может вестись от лица как автора, так и вымышленного персонажа –участника действия или героя, наблюдающего за происходящим со стороны.
Эпические произведения могут охватывать самые разнообразные стороны жизни человека. Это и личные отношения, и общественные явления, и политические события. Но, независимо от тематики, литература этого типа имеет одну характерную черту – на первом месте здесь эмоции и переживания персонажей, а действиям и поступкам внимание уделяется намного меньше.
К эпосу относятся следующие жанры произведений:
- эпопеи;
- сказки;
- романы;
- повести;
- рассказы;
- очерки;
- новеллы;
- поэмы;
- былины;
- басни.
Эпос распространен не только в русской литературе. Наиболее популярными примерами эпических произведений являются древнегреческие «Илиада» и «Одиссея», карело-финская «Калевала», вавилонский эпос о Гильгамеше.
Лирический
Лирика имеет немало общих черт с эпосом – в такого рода произведениях главная роль отводится чувствам, переживаниям героев, а также настроениям и субъективным суждениям автора. Но эти признаки в лирических творениях более выражены, читатель, благодаря особому подбору стилистических и языковых средств, буквально «окунается» в эмоции, чувствуя себя в эпицентре описываемых событий.
Еще одно отличие заключается во времени действия – если эпос практически всегда описывает «дела давно минувших дней», то лирика чаще обращена к настоящему времени или недавнему прошлому.
К лирическому подстилю относятся следующие жанры произведений:
- песни;
- стихотворения;
- романсы;
- оды;
- элегии;
- послания;
- идиллии;
- сонеты;
- эпиграммы.
Некоторые источники относят к лирике и басни. По этому поводу возникает немало споров, но большинство мнений склоняются к тому, что, если басня посвящена прошлому, это эпическое произведение, настоящему – лирическое.
Драматический
Драмой называют род произведений, предназначенных для сценического действия (либо экранизации). Это особый подстиль, одновременно охватывающий и литературу, и театральное/кинематографическое искусство.
Главная черта драматического произведения, отличающая его от эпоса и лирики – это диалоговая, а не повествовательная форма изложения, и концентрация на эмоциях автора, а не персонажей. Кроме того, в основе драмы лежит конфликт, который определяет ход сюжета. Именно описываемая ситуация и формирует поступки, действия, чувства и слова героев.
К драматическому подстилю причисляют следующие жанры:
- собственно драмы;
- трагедии;
- мистерии;
- трагикомедии;
- комедии;
- пьесы;
- водевили;
- мелодрамы;
- фарсы;
- феерии.
Драматическое произведение всегда поделено на смысловые части – главы, действия и проч.
Художественно-беллетристический
В этом подстиле ярко просматривается единство эстетической и коммуникативной функции. Такие произведения отличаются многообразием стилистических форм, широким применением выразительных средств языка, переносно-метафорических формулировок. В художественной беллетристике так или иначе присутствуют признаки всех стилей и хорошо прослеживается индивидуальный слог писателя.
Примечательно, что этот стиль может быть реализован в любом жанре художественных произведений – как в комедии или трагедии, так и в повести или романе.
Примеры художественного стиля
Пример 1:
Волны, увенчанные белыми гребешками, казались огромными — на таком судёнышке палуба была чуть ли не вровень с водой. Время от времени большой вал ударялся о борт, и палубу окатывало пенными брызгами. Парусник шел мимо островов, и всякий раз, когда показывался очередной остров. доктор спрашивал себя, сможет ли он до него доплыть, если они перевернутся.
Пример 2:
Красавец сугроб, голубыми искрами сверкавший на солнце, потемнел. Тонкий черный налет появился на нем. Сугроб стал оседать, меняя форму, покрылся хрупкой ледяной коркой, корка трескалась и ломалась. Оседал-оседал сугроб и стал маленький, некрасивый, весь черный, и потек из-под него тоненький прозрачный ручеек. Ручеек потек через двор, проложил себе русло во льду и выбежал за ворота. А там уже струился, завиваясь на ледяных порогах, широкий ручей. Маленький ручеек влился в большой ручей и с ним устремился к реке. Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них, звонко ударяли об лёд, по всем улицам пели капели песню весны.
Пример 3:
Странный свет – неяркий и неподвижный – был непохож на солнечный. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. От этого сияния лица людей казались загорелыми, а страницы книг на столе как будто покрылись слоем воска.