Содержание статьи
- Что такое памятники культуры и истории – определение
- Значение: для чего нужно изучать памятники?
- Как появляются и какие бывают?
- Почему нужно беречь памятники культуры и истории?
- Как сохранить памятники?
- Культурные и исторические памятники России
- Красная площадь
- Скульптура Родина-мать зовет
- Памятник Юрию Гагарину
- Вопросы и ответы
- Какие синонимы у словосочетания «памятники культуры»?
- Древние предметы и орудия труда – это тоже памятники?
Человека окружает не только природа. Все мы живем в среде, которая была создана предками – исторической и культурной. Сохранить ее столь же важно, как редкие растения, животных и птиц. Памятники культуры и истории – «лицо» народа, то, что его характеризует и делает особенным. Они представляют большую ценность для страны, в которой созданы.
Что такое памятники культуры и истории – определение
Словосочетание «памятники культуры и истории» не должно вызывать замешательство. «Так культуры или истории?» – дети иногда спрашивают. На самом деле эти два понятия тесно связаны. Культура не стоит на месте и постоянно развивается. Памятники, построенные в наши дни, тоже когда-то станут частью истории.
Ответить на вопрос, что такое памятники культуры и истории поможет определение термина:
- Строения, памятные места и предметы, которые связаны с развитием общества и государства, историческими событиями.
- Произведения творчества, которые представляют художественную, научную, историческую или другую культурную ценность.
Значение: для чего нужно изучать памятники?
Очутиться в прошлом, увидеть своими глазами людей и здания давно прошедших веков, – для этого не нужна сказочная машина времени. Памятники культуры и истории – вот что доносит до будущих поколений «дела минувших дней».
- Благодаря существованию старинных сооружений, статуй, люди, живущие в современном мире, могут увидеть, как выглядел город, какие были дома, соборы и церкви в разные времена.
- Спустя века созданные талантливыми мастерами русские печки, расписанные диковинными цветами и заморскими птицами, величественные крепости из камня, Царь-пушка покажут потомкам, как жил русский народ, и чем славился.
- Исторические памятники напоминают о важных событиях в истории страны, о подвигах русского народа. Они помогают усвоить уроки, предостерегают от ошибок и помогают выбрать верное направление в развитии государства.
- Памятники прикладного искусства дают представление о давно позабытых ремеслах и промыслах. Глядя на них, узнаешь, как был устроен быт в той или иной местности. Например, чукотские мастера филигранно вырезали рисунки на моржовых клыках, а в Узбекистане издавна занимались резьбой по камню.
Известный русский поэт А. Григорьев когда-то сказал: «Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников». Для культурного образованного человека особенно приятно прогуливаться по улице, и будто перемешаться из эпохи в эпоху: вот Покровский собор 18 века, здесь магазин «Восточные сладости» 19 века, а там Госпром 20 века. Город тем и запоминается. Переедешь из родного города в другой, и будешь всю жизнь помнить милые сердцу образы.
Как появляются и какие бывают?
Памятники – это часть истории, ее безмолвные свидетели. Впервые человек заинтересовался историческим достоянием в эпоху Возрождения. В 1791 году во Франции памятники истории и культуры объявили всенародным достоянием. Постепенно во всем мире стали запрещать вывоз значимых объектов, начали заниматься их исследованием и реставрацией.
Одни памятники культуры и истории были обнаружены при археологических раскопках, другие были объявлены таковыми спустя долгие годы существования, третьи – созданы в наши дни.
Памятники культуры и истории бывают разные:
- Архитектурные: исторические центры, площади, улицы и кварталы, отдельные архитектурные сооружения и целые ансамбли вместе с произведениями декоративного, монументального, изобразительного искусства. Кроме того, к архитектурным памятникам относятся объекты, которые отражают развитие массового индустриального производства с конца 18 века по середину 20 века.
- Исторические: сооружения, дома и ансамбли, некрополи и отдельные захоронения, места, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся лиц, бытом и культурой народов, важными событиями истории.
- Археологические: остатки древних стоянок, поселений, жизнедеятельности первобытных людей, курганы, могильники, наскальные рисунки, места давних битв.
- Садово-парковые памятники культуры представляют собой выдающиеся сочетания паркового строительства с природным или рукотворным рельефом местности.
- Ландшафтные – памятники природы, образованные естественным образом и единственные в своем роде. Они могут иметь экологическое, научное, эстетическое или культурное значение. Примеры: деревья долгожители, водопады, вулканы, редкие формы рельефа, живописные лагуны и утесы.
- Монументальные – произведения изобразительного искусства. Монументы часто связаны с другими видами достопримечательностей (архитектурными, археологическими).
Некоторые особенно великие памятники признаны не только всенародным, но и всемирным культурным наследием. Специальная организация ЮНЕСКО всеми силами старается сохранить их и сделать популярными. Каждому объекту присваивают свой индикационный номер, и отслеживают состояние. Культурный памятник:
- Представляет собой шедевр.
- Уникальный.
- Является свидетельством сильной взаимосвязи человеческих ценностей в определенный период времени или в определенной культуре, архитектуре, технологиях, создании ландшафтов, планировке городов.
- Является выдающимся примером сооружения или конструкции (образцом культуры), показывающим значимый период времени человеческой истории.
- Прямо связан с поворотными событиями прошлого или существующими традициями, верованиями, художественными, литературными произведениями.
Почему нужно беречь памятники культуры и истории?
Потери в природе зачастую можно восстановить. С культурными и историческими памятниками все намного сложнее. Разрушение с последующим восстановлением лишает объект индивидуальности. Восстановленное сооружение – это копия, лишенная «души». Памятники всегда связаны с определенной эпохой и мастерами. Они свидетели исторических событий, творения великих талантов, которые рождаются лишь однажды.
Каждый памятник разрушается навечно.
Старинные сооружения не щадит время. Они разрушаются по природным причинам, а также из-за действий вандалов. Количество памятников культуры неумолимо уменьшается, поэтому так важно беречь их и сохранять.
Как сохранить памятники?
Ответственность за сохранение культурного наследия лежит на каждом человеке. Нельзя относиться к памятникам небрежно, винить в разрушениях других людей или считать, что сохранение культуры прошлого – дело специальных организаций.
Нужно быть воспитанными, культурными, благодарными предкам, которые создали для нас с вами уникальную красоту. Каждый человек обязан знать, какие памятники его окружают, какова их история и ценность.
Культурные и исторические памятники России
В каждом городе и городке, а иногда и в небольшой деревеньке в России можно увидеть памятник. Они рассказывают о культуре и истории местных жителей и русского народа в целом. В нашей стране около 200 тыс. важнейших памятников, 17 из них относятся к Всемирному наследию ЮНЕСКО.
Красная площадь
Один из самых крупных памятников истории и культуры России – Красная площадь. Она является символом Москвы и всей страны. Название «Красная» придумали неслучайно.
- Кремлевская стена сложена из красного кирпича, она красного цвета.
- Над кремлевскими башнями можно увидеть рубиново-красные звезды.
- Много на площади красного цвета, даже Мавзолей Ленина из темно-красного камня.
- Во времена СССР на все главные праздники и без того красная площадь разрумянивалась алеющими советскими флагами.
- В грозном 1941 году, когда фашистские полчища подошли к Москве, 7 ноября на Красной площади состоялся парад советских войск. Под звуки духового оркестра красноармейцы четким шагом промаршировали по занесенной снегом брусчатке мимо трибун прямо на фронт. Спустя 4 тяжелых года, на родную Красную площадь вернулись славные герои, и вся страна отмечала День Победы. Перед трибуной падали один за другим знамена гитлеровских войск с паучьей свастикой.
- «Красная» площадь еще и потому, что в старину термином «красное» называли все красивое, торжественное, главное: красно солнышко и красна девица, красное крыльцо и угол в доме красный.
В мире не найти такого человека, который отказался бы побывать на Красной площади. Расположенная между Московским Кремлем и Китай-городом, выходящая через пологий Васильевский спуск к берегу Москвы-реки, она представляет собой очень живописное место.
Красная площадь – это архитектурный ансамбль, состоящий из 13 памятников культуры и истории русского народа.
Здесь можно увидеть:
- крупнейший национальный исторический музей России;
- Никольскую башню;
- Мавзолей Ленина;
- Сенатскую башню;
- памятник Минину и Пожарскому;
- Храм Василия Блаженного;
- Спасскую башню;
- Лобное место;
- Средние торговые ряды;
- Некрополь у Кремлевской стены;
- Государственный универсальный магазин;
- Дом губернского правления;
- Казанский собор.
Скульптура Родина-мать зовет
На возвышенности правого берега реки Волги в Волгограде расположен Мамаев курган – место ожесточенных боев 1942-1943 гг. Вскоре после того, как война закончилась, 1959 по 1967 гг., на протяжении почти 8 лет на территории сооружали памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы». В центре композиции – скульптура женщины с занесенным мечом. Она одна из самых высоких в мире.
Кратко о памятнике Родина-мать зовет:
- Это одна из самых высоких статуй в мире. Общая высота скульптуры составляет 85-87 м.
- Женская фигура, высоко поднявшая меч, символизирует Родину, которая зовет своих сыновей сразиться с врагом. Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в войне.
- Родина-мать – первый памятник, полностью изготовленный из железобетона. В послевоенные годы материла было в большом количестве. Но очень скоро выявились недостатки его использования. Через год железобетон стал трескаться. Для сохранения руки и лицо скульптуры каждый год покрывали специальным средством, отталкивающим влагу.
- Меч статуи сделан по авиационной технологии из стали. Сначала он имел обшивку из титана, но сильно скрипел и раскачивался на ветру. Пришлось убрать листы титана, а в стали сделать отверстия, чтобы убрать недостаток.
- При открытии и в течение 22 лет скульптура оставалась самой высокой в мире, если не считать высоту постамента.
Памятник Юрию Гагарину
Один из самых «молодых» объектов культурного наследия России располагается в Москве на Ленинском проспекте. Его установили в 1980 году, через 19 лет после того, как Юрий Гагарин впервые побывал в космосе. Пробыв дольше полутора часов на орбите Земли, советский космонавт стал главным героем планеты, а СССР – передовой космической страной.
Краткое описание монумента:
- Когда смотришь на памятник Ю. Гагарину снизу, складывается впечатление, что он готовится взмыть в космос. Громадная широкоплечая фигура стоит на высочайшем ребристом постаменте. У подножия можно увидеть копию «Восток-1». Точно на таком аппарате советский герой вернулся на Землю
- Установка памятника была приурочена к проведению Олимпийских игр.
- Монумент на то время сделали очень высоким и заметным со МКАДа — 42,5 м.
- Примечательной особенностью памятника Ю. Гагарину является использование материала, из которого изготавливают космические корабли – сверхпрочного титана, а точнее его более блестящего сплава ВТ5Л. Титан в 4 раза тверже железа и меди, в 12 раз – алюминия. Кроме того, титан столь же устойчив к ржавчине, как платина не намагничивается в магнитном поле. Для его плавления необходима температура не менее +1668 градусов.
- Монумент состоит 238 частей. Они отливались из слитков на заводе, а собирались воедино уже на площади. Наиболее увесистая деталь – лицо (весит 300 кг).
Вопросы и ответы
Какие синонимы у словосочетания «памятники культуры»?
Памятники культуры также называют объектами культурного наследия.
Древние предметы и орудия труда – это тоже памятники?
Да. Понятие «памятники культуры и истории» применяется для исторического оружия, древних орудий труда, утвари, украшений и одежды прошлых эпох, старинных затонувших кораблей вместе с грузом. Они относятся к памятникам материальной культуры.
В заключение процитируем Д. С. Лихачева: «Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностей он живет». Нельзя с равнодушием относиться к памятникам. Узнавать их и прошлое, значит, заботиться о будущем. Они – всеобщее достояние, которое находится в общем владении. Без памятников любой город, любая страна и народ стали бы безликими. Тогда бы у нас и наших детей не осталось бы Родины. Вот как важны памятники истории и культуры!