Содержание статьи
Древнерусское государство, Русь, образовалось в IX веке с 882 г., когда объединились два главных славянских центра – Новгород и Киев. Спустя 107 лет, по указу князя Владимира Святославовича, появились первые школы на Руси, сначала для боярских детей. Позже стали открываться монастырские школы и другие, в которых учили детей из простых семей.
Быт и жизнь людей в те времена
Больше всего жителей было в деревнях, где люди придерживались своего уклада жизни и обычаев, несоблюдение которых воспринималось как грех. Постоянные занятия крестьян – земледелие, скотоводство, рыболовство, охота или бортничество. Некоторые занимались ремеслом или торговлей. Вечерами, особенно зимними, собирались, чтобы выпить хмельного мёда, и посидеть с песнями. Иногда заслушивались рассказами сказок и былин. В субботу обязательно топили бани, причём по-чёрному.
Главная особенность древнерусских крестьян – жизнь в больших и крепких семьях, в которых обязательно было много детей. Жили одним домом, вместе занимались общим хозяйством и обрабатыванием земли. Управлять семейством доверяли старшему мужчине рода. От его воли зависела судьба каждого члена семьи, он же вёл контроль имущества. Взрослые сыновья, женившись, оставались с родителями, а дочерей выдавали замуж и те уходили жить в другой род. Женихов и невест для детей и внуков, опять же, выбирал глава семьи.
Лениться никому не позволялось, даже у каждого малыша была своя обязанность. Забота о детях и домашнем хозяйстве лежала на женщинах. Девочки готовили к замужеству по достижении ими 12-летия. По обычаю, молодая жена уходила к мужу с приданым, которое готовили не один год. После открытия первых школ срок замужества отодвинули на 3-4 года.
Городского населения в то время было меньше. Города заселялись дружинниками, ремесленниками, менялами, купцами и семьями князей с их свитами. Большое внимание в городах уделялось торговле. Образованию в те годы не придавали большого значения, потому что изучать науки дозволялось лишь боярским и дворянским детям. Но много горожан знали чтение и письмо, поэтому нанимались переписывать книги или выделывать для них кожу. Повседневный быт городских жителей мало чем отличался от крестьянского: семьи ремесленников держали хозяйство и обрабатывали пашни. Управляли в семьях, и решали судьбы домочадцев также старшие мужчины в роду, но большой семьёй жили редко.
Как и чему обучались люди разных сословий до появления школ
До появления школ детей обучали дома. Главным было, чтобы дети любили веру, свой род, семью, мать-природу и землю, жили правильно, не обижали других людей. Для боярских и дворянских детей приглашались наёмные учителя. 4-5-летних мальчиков, будущих дружинников и княжеских сыновей, учили счёту, письму, чтению, им доверяли оружие. Подростки практиковались в управлении войском. Девочек учили вести дом, счета и рукодельничать, куда обязательно входила вышивка. Детей из бедных семей пристраивали учениками в мастерскую для изучения ремесла.
В деревнях девочек с 12 лет учили прясть и рукодельничать. С ещё более раннего возраста они нянчились с младшими детьми и готовили еду для семьи. Все деревенские девочки должны были знать и уметь, как собирать и заготавливать грибы и ягоды, как использовать лекарственные травы. Мальчиков с 7 лет отправляли помогать взрослым, сеять и убирать урожай. Их обучали охотничьему ремеслу, ловле рыбы и собиранию мёда. Зимой сыновья вместе со старшими мужчинами чинили старую домашнюю утварь, или создавали новую. Часто плели лапти и корзины.
Устные источники сообщают о первом появлении на Руси учебных заведений, подобных школам, во времена язычества. В этих школах обучали мальчиков с 7 лет. Их учили счёту и письму, будущие служители изучали языческие ритуалы, календари сева и уборки, способы лечения болезней и многие другие науки. Обучение детей доверяли языческому жрецу.
Первые школы: когда, кто основал и зачем, чему и кого учили, какие были книги, чем и как писали в те времена
Первую школу в древнерусском государстве открыли в Десятинной церкви при киевском монастыре после того, как Русь официально окрестили. В «Повести временных лет» упоминается, что первая школа древней Руси была открыта в год принятия христианской веры. Запись датирована 988 годом. Здесь же отмечено, кто открыл первую школу, и как она называлась.
Указ об основании школы «книжного учения» издан князем Владимиром Святославовичем Красно Солнышко. Для этого князь даже привёз учителей из Греции, сам занимался утверждением программы, а для обучения избрал старославянский язык. Позже учить детей стали доверять священникам, затем «мастерам грамоты» – мирянам.
По указу князя все дети бояр и дворян подлежали обучению книжному делу в созданных для этого заведениях. Новое слово и причины появления первых школ были непонятны, особенно матерям. Женщины плакали, не зная, куда идут их дети, и что там с ними будут делать. Многие под обучением понимали пытку, не ведая о школьной грамоте. Школами такие заведения начали называть в конце XIV века, и предназначались они для обучения грамоте, письму, наукам и ремёслам.
Издавая указ, князь предполагал, что учиться книжному делу будут боярские и дворянские дети. В эту же школу Владимир Святославович отдал и своих детей. Но обучаться дозволялось только мальчикам. Причина создания таких школ в том, что государству требовались образованные мужчины. А девушкам, будущим хозяйкам дома, владеть грамотой было необязательно.
Всё же спустя 98 лет при содействии сестры Мономаха Анны Всеволодовны открыто женское заведение. В Андреевский монастырь посылали дочерей зажиточные семьи. В училище девушки изучали грамоту, чтение, пение и танцы.
В школах для мальчиков программа обучения была единая, различался лишь набор предметов. Крестьянские дети изучали счёт и грамоту. Дети из купеческих, мещанских и ремесленнических семей ещё учили историю, географию, геометрию и астрономию. Обучались деловым формулам, которые применялись в судебных спорах. Дворянских детей подготавливали поступать в университет.
Школы с «книжным учением» и монастырские школы учили детей арифметике, стихотворному искусству, греческому и латинскому языкам. Ученики изучали богословие и философию. В училищах для сыновей знати в учёбе использовали особые сборники со школьными правилами: «Азбуковники».
Мальчиков учили:
- грамматике;
- диалектике;
- азам риторики и землемерия;
- географии;
- звёздознанию, а также петь в церкви.
Обучали не спеша: сначала деревянная азбука, затем чтение и переписывание Часослова, Псалтыря и Евангелия, а также знакомство с Деяниями апостолов. Поощрялось чтение светских и учёных книг, из княжеских библиотек, написанных греческим и латинским языком. Учиться писать и делать записи, первым ученикам приходилось на деревянных дощечках, которые покрывали воском.
Картины художников с изображением первых школ на Руси
Простые люди на картинах живописцев начали появляться в XIX в. Особенно близкой и волнующей темой для художников была тема школы. Много жанровых полотен посвящено крестьянским детям и сельским школам. Возникновение таких картин связано с художниками реалистами и передвижниками, которым нравилось изображать детей, отражать их успехи и неудачи.
Страница ценной рукописи XVII века, автор изображения неизвестен. Книгой, как руководством, пользовались учителя и придерживались подробно описанных в ней правил о построении учебного дня в школе.
Борис Кустодиев, «Земская школа в Московской Руси»
Кустодиеву досталось сиротское детство и посещение церковно-приходской школы. Ему всегда нравилось приукрашивание действительности. На своих картинах художник изображал быт и традиции крестьян. Особенно интересовался, как живут крестьянские дети, с малых лет занятые тяжёлым трудом, но не потерявшие желания научиться писать и читать.
«У дверей школы», Богданова-Бельского
На картине, у порога, не решаясь его переступить, стоит аккуратно стриженный, в рваной одежде ребёнок из крестьянской семьи. Наличие посоха и котомки указывает на то, что мальчик прошёл длинный путь, чтобы учиться.
«Устный счет в школе Рачинского», 1895 г.
Картина Богданова-Бельского хранится в Третьяковской галерее. На полотне изображены дети на уроке арифметики у профессора Рачинского, который оставил престижную работу, и уехал учить сельских детей. Автор картины также учился у знаменитого профессора, который создавал на уроке творческую атмосферу и приучал учеников считать устно.
«Экзамены в сельской школе», 1877 г.
Илья Репин изобразил недовольство и раздражительность, которые проявляют инспектор и священник, слушая смышлёного босого мальчика. Бросается в глаза недоумение и негодование учителя, который видит такую несправедливую реакцию людей, представляющих власть.
С открытием первых школ на Руси образованию начали уделять повсеместное и систематическое внимание. С увеличением учебных заведений обучаться грамоте смогли не только дети дворян и бояр, но также из крестьянских и других малоимущих семей.